Блоги

Обмениваясь опытом

(8 голосов)

Валентина Беличева

В 1970-80 годах массовое самодеятельное искусство приобрело широкий размах и стало являться неотъемлемой частью культурной жизни огромной страны. Художественная самодеятельность Казахстана развивалась на прочной основе дружбы народов. Особое развитие получили народные хоры. В республике было создано более 6 тысяч самодеятельных хоров.

По общему признанию, одним из лучших хоров Казахстана являлся хор Павлодарского тракторного (машиностроительного) завода.

В 1970-80 годах в наш Павлодар приглашались государственные народные хоры или павлодарской филармонией, или же городским отделом культуры.

Так как я в хоре пела с мая 1970 года, а где-то в 1971-1972 году приехал с концертом Государственный Омский народный хор под руководством Георгия Николаевича Пантюкова, выдающегося музыканта и педагога, то наше присутствие на концерте было обязательным. Александр Иванович Шиллер всегда говорил, чтобы мы вбирали в себя всё хорошее, что нам нравится, смотреть, как ведут себя артисты на сцене, то есть культура поведения на сцене, манера исполнения, выражение мимикой содержания исполняемого произведения и т.д.

Концерт проходил в Доме культуры металлургов (ныне - Областной казахский музыкально-драматический театр имени Аймаутова). Наш коллектив стоял в фойе Дома культуры недалеко от доски, где были фотографии лучших участников художественной самодеятельности г. Павлодара, в том числе моя (я тогда работала в ГПТУ).

К Александру Ивановичу подходит Леонид Иванович Шароха, заслуженный артист РСФСР, такой невысокий, плотный мужчина, здоровается с ним за ручку, окидывает нас всех стоящих взглядом, переносит взгляд на доску с фотографиями, затем переводит взгляд на меня (я недалеко стояла от них) и громко говорит: "Александр Иванович, отдай мне ее!" и, показывая на меня, продолжает: "Она подходит нашему хору. Это ведь она на фотографии?" Александр Иванович улыбается, а я, услышав такое и испугавшись, панически пролепетала, что это не я, а моя сестра, и говорю Александру Ивановичу, чтобы он подтвердил, что это не я. А Шароха говорит на это: "А я прямо сейчас её и заберу!" Я - убегать, он за мной, где-то пробежали два круга, я, конечно, в ужасе, а Александр Иванович продолжает улыбаться. В это время дали спасительный звонок-приглашение в зал. Леонид Иванович Шароха, обреченно махнув рукой и сказав: "Ну, ладно", побежал к своим артистам.

Я недавно узнала, что Леонид Иванович скончался 7 января 1999 года :( Царство ему небесное.

С этого концерта в нашем репертуаре появились такие произведения, как "Омская полечка" (музыка Ю.Щекотова, слова В. Жукова) - исполняли вместе с хором и танцевальной группой, "От Сибирских просторных колхозных полей" - пел хор, "Сяду в синее корыто" (музыка Е.Кузнецова, слова В.Бокова и Г.Гальперина) - солировал Михаил Кадиров (умер в 2012 году), "Уж вы, ветры-ветерочки" - хоровод, "Рассыпала маланья бобы" (старинная народная песня в обработке Е.Калугиной) - исполняла Зинаида Старикова (скончалась в 2000 году), "Погас закат над Иртышом" (музыка В.Иванова, слова Я.Журавлева), "Зеленый горошек" (музыка В.Лавриненко, слова Л.Кондырева) - солисты Виктор Размолодин (умер в 2000 году) и Михаил Чириков (скончался в 1979 году) и многие другие произведения.

В 1973-м году наш коллектив выехал с визитом в город Омск, где мы выступали перед рабочими и служащими Сибзавода. Фото прилагается:



В 1974-м году в Павлодар приезжает Государственный Сибирский народный хор. Концерт проходит в Доме культуры железнодорожников (ныне - "Шанырак"). Наше присутствие - обязательно. Александр Иванович поручает мне выступить после концерта с ответным от хора словом. Я всячески отказывалась, говоря, что есть участники хора, которые лучше меня могут сказать, что я не смогу, потому что сильно волнуюсь и боюсь. На что Александр Иванович сказал: "Валя! Сможешь!" Концерт, конечно же, прошел на ура.

Не помню, как я вышла с букетом цветов на сцену после концерта, что говорила - тоже не помню, меня било, колотило, я вся тряслась, смутно слышала аплодисменты, растерявшись, не знаю, кому отдать цветы. Артисты мне показывают - ведущей. А я ее не вижу, потому что все в одинаковых костюмах, пока она не вышла вперед, и наконец-то, я ей вручила букет.

Уходя со сцены с артистами, я в свой адрес от них слышала такие слова: "Какая маленькая, миленькая, как волновалась, а сказала хорошо!" Увидев участников нашего хора, я спросила, сильно со сцены было видно, как у меня тряслись ноги, что хоть я говорила - от волнения ничего не помню. Меня клятвенно заверили, что не тряслась я, что нормально говорила, а Александр Иванович сказал, что я - молодец, зря боялась.

После, отойдя от всего пережитого, я, конечно, вспомнила, о чем говорила. Благодарила артистов за высочайшее мастерство исполнения произведений, манеру и культуру поведения на сцене, что нам есть чему поучиться у них, назвав нас, присутствовавших на концерте, то есть народный хор тракторного завода.

После просмотра концерта Государственного академического русского народного Сибирского хора в нашей программе появились такие произведения: "Выйду на улицу" - солировала Анна Киршина, "Шумел камыш" (обработка А.И.Шиллера) - солисты Валентина Сотникова и Валентина Беличева, "Махонька".

В 1978-м году в Павлодар приезжает Государственный Северный хор. Концерт прошел в Городском Дворце Культуры тракторостроителей. Мы уже к тому моменту репетировали в красном уголке ГДК (комната № 51 на третьем этаже). После репетиции мы смотрели концерт на балконе. Государственный академический Северный русский народный хор (г.Архангельск) своей своеобразной программой воспитывали своего слушателя, своего зрителя. В нашем репертуаре появилась песня "Северные припевки".

В 1983-м году в Павлодар приезжает хор им.Пятницкого. Концерт проходит в ГДК тракторостроителей. Перед концертом Александр Иванович организовывает встречу с артистами хора Пятницкого в нашем красном уголке. От хора Пятницкого присутствовали несколько человек с солисткой хора Тамарой Мушта, которые рассказали о своей работе (репетируют 8-10 часов в день), получая за это деньги. Спели несколько произведений. Александр Иванович рассказал, что мы занимаемся в свободное от работы время, что выступаем везде бесплатно и что для нас самое главное - хорошее исполнение, хороший прием зрителями и главная награда - это аплодисменты благодарных зрителей.

Показали несколько произведений (хор и оркестр народных инструментов). Артисты ушли на сцену, а мы в зал - смотреть концерт. В зале присутствовали и участники немецкого ансамбля "Эренгольд" (села имени 30-летия Казахстана), которым также руководил Александр Иванович.

После концерта сфотографировались на память:



В нашем репертуаре появляются следующие произведения: "Вперед, друзья!" (музыка народная, слова А.Вермишева), "Александровский централ", "Ой, туманы мои, растуманы" (музыка В.Захарова, слова М.Исаковского) - солисты З.Старикова и А.Говоруха, "Зелеными просторами" (музыка В.Захарова, слова М.Исаковского) - солисты З.Старикова и М.Кадиров, "Под дугой колокольчик поет", "У нашей Кати", "Ой, со вечора, с полуночи", "Хорошенький, молоденький", "Не шуми, печальная калина" (музыка С.Каца, слова А.Сафронова) - солисты Т.Курмашова и М.Полищук, "Русская красавица" - солисты В.Сотникова и А.Киршина, песня "Хлеб - всему голова", которую мы до сих пор исполняем на наших концертах в обработке А.И.Шиллера и которая любима нашими благодарными зрителями (солистки - Валентина Сотникова, Валентина Беличева, Валентина Гуринович-Медведева).

Хор Шиллера в О...
Встреча хора Ши...
Встреча хора Ши...
Встреча хора Ши...
Встреча хора Ши...

Сайт хора имени М.Е. Пятницкого - www.pyatnitsky.ru

"Ой, то не вечер", хор им. М.Е.Пятницкого (2012):

Комментарии   

 
+2 #4 Валентина Сотникова 03.04.2013 16:01
Я так люблю Беличеву,что говорила бы и говорила о ней,не переставая. Но хочу написать свои впечатления от прочитанного. Мне посчастливилось познакомиться лишь с участниками хора им. Пятницкого (я в хор пришла в 1982-ом году),но и этого было достаточно ,чтобы утвердиться в том,что я сделала правильный выбор.Всё-таки, хоровое пение не сравнить ни с каким другим. Мне казалось,что у меня даже останавливалось дыхание,слушая пение этого прославленного коллектива. Рябило в глазах от яркости и разноцветья костюмов,от зажигательных, искромётных танцев, от высокопрофессио нальной игры оркестровой группы. И ведь все эти незабываемые встречи были организованы не без участия Ал.Ив. Шиллера. Сегодня,благода ря Интернету,я имею возможность слушать и видеть всё,что мне интересно и поучительно... Но подобные встречи по обмену опытом в настоящее время,скорее всего, невозможны. Очень жаль!
 
 
+2 #3 Валентина Сотникова 03.04.2013 13:56
Наша Валентина Васильевна - очень уважаемый человек в коллективе,мы все ей безгранично доверяем.Я уже писала в своей заметке "Негласный литер"о том,что восхищаюсь её терпением,умени ем общаться с людьми,выдержко й и многими другими ценными качествами. У нас с ней идеально сливались голоса и Александр Иванович часто ставил нас на запев,о чём она написала выше.Я желаю ей не меняться,остава ться примером для таких,как я(которые вспыхивают как спичка) и не отказываться от того груза, который мы нахально взвалили на её хрупкие плечи.
 
 
+4 #2 slav-centr@mail.ru 03.04.2013 08:47
Валюши, ну вы просто молодцы, что оставляете в памяти народа такие ценные вещи, как воспоминания ваших потрясающих гастролей и просто вашей работы под руководством МАСТЕРА, нашего любимого Александра Шиллера! Спасибо вам за добрую память! Пишите-пишите, а мы будем помнить!
С уважением Татьяна Ивановна
 
 
+5 #1 yernar 03.04.2013 07:55
Тема, которую подняла Валентина Васильевна Беличева в данной заметке, гораздо шире, чем просто встречи хоров и обмен опытом. Это еще и противостояние самодеятельных артистов и профессиональны х артистов.

Далеко не всегда то, что делается за деньги, лучше, чем то, что делается в качестве хобби, в свободное время, от души.

О самодеятельност и в данный момент пишет, не покладая рук, Валентина Сотникова:D
 

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии