Блоги

Путешествие в поезде "Дружба"

(5 голосов)

Одной из наших многочисленных поездок по огромной стране была поездка в Украину с поездом "Дружба" во время "Дней культуры Казахстана на Украине", проходивших с 6 по 9 сентября 1988 года. Концерты и дружеские встречи проходили в городах Киев, Днепропетровск, Львов, Черкассы. С этой поездкой связаны самые интересные и добрые воспоминания. Сам по себе проект, поезд "Дружба", был замечательной задумкой. Он объединил творческие коллективы самых разных национальностей, познакомил огромное количество людей с танцевальной, песенной и фольклорной культурой разных народов. В составе поезда "Дружба", помимо нас (народного хора русской песни Дворца культуры объединения "Павлодарский тракторный завод им. В.И.Ленина" под руководством Л.Г.Егоровой), входили уйгурский ансамбль, ансамбль танца крымских татар, казахский фольклорный ансамбль, курдский фольклорный ансамбль, немецкий фольклорный ансамбль, греческий ансамбль и многие другие.

Путешествие в поезде "Дружба" было нелёгким, но веселым и познавательным во всех смыслах. Все участники коллективов перезнакомились друг с другом, ходили друг к другу в гости. Жили мы по четыре человека в купе, где были еще и развешаны костюмы. Как нам приходилось переодеваться, один Бог ведает. Своё купе мы назвали "купе благородных девиц". С нашей легкой руки этот вирус очень быстро распространился, и всем купе были придуманы свои названия. Они так прилипли, что по этим вывескам, а не по номерам, все и ориентировались.

Купе, где жили семейные пары, называлось "Одарка и карась". Где находились одни мужчины, именовалось "Волчье логово", и так далее. От всех этих названий покатывались со смеху. Наше купе переписывалось в стихотворной форме с ребятами из другого купе, кто кого перещеголяет.

Помимо всего, устраивали конкурсы на самое лучшее купе. В ход шло всё: кружевные платки, красивые вещи, цветы, вырезанные из арбузов корзинки с фруктами, кто во что горазд!
Очень интересны были шествия коллективов по вагонам поезда по очереди с песнями и танцами. Так мы знакомили друг друга со своим творчеством.

Репетиции наши проходили в вагоне-ресторане, каждый коллектив старался показать, на что способен. На обратном пути мы выпускали красочные стенгазеты, где в юмористической форме освещались все произошедшие с нами события.

Очень тепло встретил Киев поезд "Дружбы" из Казахстана. Все коллективы были распределены на пять групп, и каждая группа выступала в определенном месте. Каждый день нашего пребывания в Украине с 6 по 9 сентября 1988 года, особенно в Киеве, был до предела наполнен незабываемыми встречами, экскурсиями, концертами. После завтрака проводились экскурсии по историко-революционным и памятным местам города-героя Киева и посещением музеев. После обеда у нас было свободное время, которое мы посвящали, в первую очередь, репетициям и подготовке к концертам, а также знакомству с городом, походам по магазинам.
После ужина проводились вечера интернациональной дружбы, творческие встречи участников художественной самодеятельности в клубных учреждениях города.

Сама природа радовалась нашему приезду.

Светило яркое ласковое солнце, но оно не обжигало, а как бы обволакивало нас своим теплом, и мы воочию убедились, как чуден Днепр при тихой погоде! Никогда не забудутся прогулки по Крещатику. Немного найдется улиц, которые по красоте и архитектуре могут с ним сравниться. Навсегда остались в памяти красота и очарование этого города, его памятники: 62-метровая фигура, олицетворяющая Родину-мать, легкокрылая ладья с несколькими фигурами, памятный знак в честь основания Киева, сооруженный в ознаменование его 1500-летия, Золотые ворота, памятники Т.Шевченко, Л.Украинки, А.Пушкину, И.Франко, Б.Хмельницкого и другие. Большое впечатление произвел первый в мире цельносварной мост имени Е.О.Патона.

Трудно передать наши ощущения от таких творений, как Софийский собор, Киево-Печерская лавра. Они запечатлелись в памяти подлинными украшениями города.

Коллективы поезда "Дружба" принимали участие в возложении цветов к памятникам Т.Шевченко, Л.Украинки, И.Франко, А.Пушкину, к могиле Неизвестного солдата и другим, а также принимали участие в открытии выставки "Советский Казахстан" в республиканском Доме художника и кинофестиваля фильмов киностудий Казахской ССР в кинотеатре "Киевская Русь". Все пять групп выступали (по группам) во Дворце культуры производственного объединения "Большевик", во Дворце культуры и техники производственного объединения им. С.П.Королёва, во Дворце культуры "Буревестник", во Дворце культуры СМП-1, в Доме Учителя, давали концерты (по группам) на Первомайской эстраде Центрального парка, на эстраде у монумента Воссоединения Украины с Россией, в Зеленом театре гидропарка, в Зеленом театре парка им. XX съезда КПСС, на площади Октябрьской революции, выступали в трудовых коллективах г.Киева (по группам): на Дарницком шёлковом комбинате, на станкостроительном производственном объединении им. А.М.Горького, на производственном объединении "Химволокно", на производственном объединении "Красный экскаватор", на производственном обувном объединении "Киев".

9 сентября состоялась встреча в Укрсовпрофе с участниками поезда "Дружба" Казахской ССР, где были вручены грамоты и памятные сувениры руководителям коллективов художественной самодеятельности. Там же и мне была вручена Почётная грамота от Киевского городского совета профсоюзов за активную работу по пропаганде достижений самодеятельного народного творчества в трудовых коллективах г.Киева во время проведения Дней литературы и искусства Казахской ССР в Украинской ССР.

Вечером мы с большой грустью расстались с Киевом. Каждый из нас оставил в нем свою частичку и увез с собой самые светлые воспоминания об этом необычайно красивом городе.

Наш путь лежал в город Львов.

Кто слышал об этом древнем городе, тот мечтал его увидеть. Кто его увидел, желает с ним встретиться вновь. Первое упоминание о Львове в летописи 1256 года свидетельствует о солидном возрасте города.

Так же, как и везде, нас очень дружелюбно встретили. Здесь мы ощутили дыхание истории. Названия улиц, памятников и площадей тут связаны с православными именами Ивана Фёдорова, Ивана Франко, Адама Мицкевича, Ярослава Галана. Можно было бесконечно любоваться памятниками старины - площади Рынок, часовни Боимов, Доминиканского костёла, Русской церкви. Мы посетили также место захоронения и отдали дань памяти герою-разведчику Н.Кузнецову. Львов, как город-музей, поразил нас старинной архитектурой, очень красивым академическим театром оперы и балеты им. И.Франко, Стрыйским парком, музеем народной архитектуры и быта. Большое впечатление произвел мемориальный комплекс Холм Славы, а так же монумент Боевой славы Вооруженных сил СССР, жилой массив им. 700-летия Львова.

В то время (1988 г.) Львов был еще и крупнейшим промышленным центром, известным такими предприятиями, как "Электрон", "Кинескоп", автобусный завод, обувная фирма "Прогресс", кондитерская фабрика "Свиточ" и другими. Это был Западный научный центр АН СССР с его многочисленными исследовательскими институтами, высшие учебные заведения, театры, музеи, библиотеки, дворцы культуры, новые жилые массивы.

Наш коллектив выступал в институте Полиграфии. Очень тепло встретили нас его студенты и после выступления постарались вкусно накормить. Мы были очень благодарны им за заботу и сердечность, а жители города приветствовали нас возле театра им. И.Франко, где наш коллектив давал очередной концерт. Конечно, мы с сожалением расставались с этим старинным гостеприимным городом. Впереди нас ожидал Днепропетровск.

В 1776-м году в ковыльной степи на берегу Славутича, где скрестились пути криворожской руды и донецкого угля, были заложены город Екатеринослав (затем Днепропетровск), превратившийся за многие десятилетия в индустриальный гигант огромной Родины. Город стал столицей черной металлургии УССР. Он производил станки и тракторы, автомашины и свеклоуборочные комбайны, холодильники и горную автоматику, транзисторы и бумагоделательные машины, телевизоры и тяжелые прессы шли во все концы Родины и в 48 зарубежных стран. Красавец Днепропетровск давал половину общесоюзного производства колес, трубы, металлургическое оборудование, возводил промышленные гиганты и многоэтажные дома. Его стальное сердце билось в крупнейшей в мире доменной печи № 9 и уникальном прокатном стане "3600", которые проектировались здесь и стали флагманами отечественной металлургии. Однако, лицо города - и мы смогли в этом убедиться - это не только могучие заводы, крупные ВУЗы и научно-исследовательские институты, но и белокаменные кварталы улиц, проспектов, новые жилые микрорайоны - "Сокол", "Солнечный", "Победа".

Это и широкий автодорожный мост протяженностью 1732 м. Это и многочисленные дворцы культуры, музеи, цирк, стадионы, филармонии, 5 театров, это и Музей комсомольской славы, Дворец студентов, диорама "Битва за Днепр", памятники В.П.Чкалову, Г.И.Петровскому.

Вот в такой знаменитый город приехал наш поезд "Дружба". Принимали нас исключительно хорошо, ведь всем известно украинское гостеприимство и щедрость, где хлеб-соль - там и стол. Выступали мы в клубе одного из производственных объединений. Творческая встреча была яркой и незабываемой. Нам долго аплодировали, как настоящим артистам, и в ответ был дан очень профессионально подготовленный концерт.

Жаль было расставаться, но нас снова ждала дорога. Путь предстоял в Черкассы, откуда на автобусе мы отправились в Черкасский район, село Русская поляна (колхоз "Заря коммунизма").

Из окна автобуса мы любовались украинской природой, своеобразными селами, наслаждались прекрасной погодой. Когда приехали в село Русская поляна, нас встретил необыкновенным караваем этнографический украинский самодеятельный народный хор, который был создан в 1918 году. Этому коллективу в момент нашего пребывания уже исполнилось 70 лет.

Встреча была очень радушной. Их интересовало всё: как мы живем, где трудимся, наши семьи, что это за республика такая - Казахстан и как это нам удалось заехать так далеко. Нас тоже очень интересовала их жизнь, их творчество - всё-таки коллективу уже 70 лет, а это целая жизнь, они - лауреаты республиканских, всесоюзных и международных фестивалей. За разговорами и рассказами летело время. Затем долго звучали украинские и русские песни, уж очень хотелось порадовать друг друга своим искусством.

Было очень жаль расставаться с этим замечательным творческим коллективом, в котором пели колхозники, рабочие, служащие и интеллигенция посёлка Русская поляна. Нам были подарены пластинки с записями произведений этого уникального коллектива, которые мы бережно хранили все эти годы.

Заканчивая свой рассказ, хочу добавить, что эта незабываемая поездка в Украину еще больше сплотила не только наш коллектив, но и весь поезд "Дружба",  все 14 коллективов.

До сих пор мы с доброй улыбкой и теплотой вспоминаем всё, что было с ним связано - дружеские встречи, красивые песни на разных языках, доброе соседство в дороге и необыкновенное гостеприимство далекой Украины. И если бы появился в наше время такой поезд, назвать его можно было бы "Поезд в будущее", потому что мы до сих пор как будто едем в своем поезде "Дружба" и везем с собой всё, что было с нами и будем помнить всегда, и то, что хочется донести до следующих поколений, потому что только дружба, уважение и добрососедство могут сохранить мир и спокойствие на земле.
(Мария Полищук)


Программа пребывания участников поезда Дружба Казахской ССР в Украине (6-9 сентября 1988):

Программа пребы...
Программа пребы...
Программа пребы...
Программа пребы...

Комментарии   

 
+1 #5 Евгений 06.04.2013 22:25
Я тоже участвовал в Поезде дружбы. Играл на балалайке в "волосяной" группе (так нас называл Карл Филиппович), т.е. оркестре под управлением моего отца В.С. Ширинкина. Вспоминаю как приехали в Днепропетровск выступать в их местном ДК, а он один в один был похож на наш ДК ПТЗ. Вспоминается, когда ехали по Киеву в автобусе и в одной из пробок кто-то запел "Под окошком месяц"... До сих пор мураши по коже. В замкнутом пространстве автобуса, я как будто плавал в звуке многоголосия нашего хора. В нем сплеталось женское нежное и мужское сильное...Или как наш Санька отстал от поезда и на одном из перегонов, он нас догнал - это было как в фант. фильме) Конечно, борщ в Русской Поляне с галушками - и зрители в зале прямо перед тобой на расстоянии 2-3 м. Но вспоминается и другое: вначале перед отъездом нас поселили в Алмате в хорошую гостиницу, а когда приехали из Украины - поместили в гостиницу, где половина номеров были без душа)) Но это было тогда. Но поездка удалась - было весело и душевно.
 
 
+1 #4 Валентина Сотникова 05.04.2013 22:21
Если Марина Сергеевна сегодня будоражит наш хор своими придумками,не позволяя нам скучать и расслабляться,т о попробуйте себе представить,что она делала в той поездке,когда ей было на 25 лет меньше,чем сейчас! Каждый новый день не был похож на предыдущий,было очень весело и разнообразно. И инициатива всегда исходила от Марины. Это при том ,что она успевала ещё вести записи,благодар я которым её рассказ получился подробным и увлекательным. Умничка!
 
 
+1 #3 Валентина 25 05.04.2013 17:11
Помню,что эта поездка длилась 18 дней.Поезду "Дружбы" была "зеленая улица".Благодар я Александру Ивановичу,его помощникам,посл едователям,скол ько мы повидали городов,познако мились с творчеством многих коллективов .Хочется опять вернуться в те годы.Как было тогда здорово!!!Хорош ие были времена.
 
 
+2 #2 slav-centr@mail.ru 04.04.2013 00:00
Как хорошо, что свой поезд ДРУЖБЫ вы до сих пор наполняете содержанием и продолжаете делать свои удивительные остановки по маршруту ЖИЗНЬ, а ваш рулевой не упускает возможножности поддерживать дух шиллеровской школы. Молодцы! Будьте здоровы и ждём новых остановок на станции "ПАМЯТЬ".
С уважением Татьяна Ивановна
 
 
+3 #1 evgeniya 03.04.2013 21:36
Вы так красиво и захватывающе рассказываете, что я путешествовала вместе с вами! С огромным интересом и удовольствием!! ! Спасибо Вам!!!
 

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии